Синдромы центрального полиморфного тотального нарушения звукопроизношения органического генеза (синдром дизартрии развития)

Среди      нарушений       звукопроизношения        у      детей      встречаются симптомокомплексы,     главной     отличительной     чертой     которых      является тотальность.

В       таких       случаях      дефектны       все       характеристики звукопроизношения:       произнесение      гласных      и      согласных,      ритмико-интонационная и мелодическая окраска речевых высказываний. Конкретные проявления     патологических     отклонений могут     быть  разными,     но  их тотальность присутствует всегда.

Среди состояний нарушения формирования звуковой стороны речи центрального происхождения это встречается только при дизартрии развития. Особенно часто — у детей с детским церебральным параличом. Внешне это отчасти напоминает проявления приобретенной дизартрии у взрослых, но по природе и механизмам существенно отличается от нее.

Среди наших испытуемых 15 детей имели признаки дизартрии без сопут-ствующих явлений детского церебрального паралича. У 2 детей симптоматика соответствовала картине экстрапирамидной, подкорковой дизартрии, у 2 — мозжечковой дизартрии, у 6 — псевдобульбарной, а у остальных — смешанной дизартрии. В настоящем исследовании мы не ставили своей задачей подробный анализ клиники разных форм дизартрии, поскольку это уже было сделано другими авторами.

Цель нашего исследования — описать характерные симптомы, присущие дизартрии и отличающие ее от других нарушений звукопроизношения. В согласии с данными литературы, цитированной выше, наиболее характерной чертой наблюдавшихся нами детей с дизартрией было тотальное                      нарушение       звукопроизношения вследствие              ограничения подвижности       артикуляционных        мышц.

Сократительная       способность артикуляционных мышц была нарушена в связи с центральным парезом или мышечной дистонией и гиперкинезами. У всех наблюдавшихся нами детей неврологическое                      исследование        выявляло        симптомы        пирамидной недостаточности: у 5 детей — двусторонней, у 6 — правосторонней и у 4 — левосторонней.

У 9 детей отмечались нерезко выраженные атетоидные гиперкинезы языка, у остальных — беспокойство языка. У 12 детей язык был спастичным, комкообразным, отодвинут к задней стенке глотки.

В остальных случаях выявлялась дистония мышц языка. Объем движений языка, губ, мимической мускулатуры был существенно ограничен. В связи с этим отмечалась некоторая гипомимия. В 2 случаях — обнаружены грубые паретические нарушения мимической, артикуляционной и жевательной мускулатуры.

У этих детей наблюдалась амимия, не смыкались глазные щели, рот постоянно был полуоткрыт, отмечалось постоянное слюнотечение. Выполнение проб на оральный праксис у всех детей было грубо нарушено.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)