Содержание и методика обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ

Цель: формировать речевую подготовку по русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ.

Задачи:

  1. Расширять кругозор детей, знакомить их на занятиях русским языком с новыми понятиями и явлениями по мере изучения новых слов.
  2. Сформировать у детей правильное произношение всех звуков русского языка, как изолированных, так и в составе слова.
  3. Учить детей различать на слух и воспроизводить слоги.
  4. Развивать познавательные и языковые способности детей, их память, внимание, воображение, речевую реакцию, наблюдательность относительно языковых явлений, навыки речевого самоконтроля.
  5. Формировать предпосылки учебной деятельности: речевую и познавательную активность, умение слушать объяснения педагога и речь товарищей, принимать решение в несложной проблемной ситуации.

Проанализировав пособие Т.П. Самсоной «Занятия по русскому языку», мы систематизировали и обновили темы образовательной деятельности по обучению русскому языку с 10 тем на 20 по 3-4 модуля.

Каждая образовательная деятельность предусматривает комплексное решение речевых задач, где, независимо от темы и конкретных задач, одновременно ведется работа над фонетическими, лексическими, грамматическими аспектами
языка, формируются навыки связной речи.

Структура может быть следующей:

  • организационный момент;
  • лексика – закрепление слов, изученных на предыдущей образовательной деятельности, введение новой лексики;
  • фонетика – артикуляция звуков русского языка, произношение звуков в русских словах, игры и упражнения на закрепление звуков;
  • связная речь – рассматривание сюжетных картин, беседа и составление рассказов по образцу, данному воспитателем; составление описательных рассказов; рассказы о событиях личной жизни, пересказ художественных произведений;
  • грамматика – электронные игры и упражнения на усвоение грамматических форм (род, число, падеж) русского языка;
  • электронные игры и упражнения на закрепление темы; заучивание стихотворений, рифмовок; рассказывание сказок и т. д.

Все основные методы обучения подкрепляются в образовательной деятельности соответствующими наглядными примерами – показом предметов, картинок, игрушек, муляжей и т. д. Чтобы русское слово вошло в память ребенка без
перевода на родной язык, необходимо подключать не только зрение и слух (название предметов, но и осязание (потрогать предмет, обоняние (понюхать, вкус).

Наглядное обучение помогает сознательному и прочному усвоению русского языка детьми. Демонстрация предметов в натуре или их изображений на экране делает занятие живым, интересным.

Различия в звуковых системах русского и других языков позволили выявить основные трудности усвоения русского произношения: научиться правильно произносить звуки, отсутствующие в родном языке, мягкие и твердые, глухие и звонкие согласные, сочетания звуков в различных фонетических позициях, овладение правильным русским ударением.

Работа над произношением согласных звуков проводится по этапам:

  1. Отработка произношения изолированного звука: объяснение артикуляции, имитация или подражание, игровые ситуации.
  2. Отработка произношения пары согласных звуков, противопоставленных друг другу по артикуляции или по участию голоса и шума, а также твердости и мягкости.
  3. Произношение в звукосочетаниях.
  4. Элементы звукового анализа.

В основе построения системы обучения устной речи лежат следующие принципы:

  1. Коммуникативность – максимальное приближение создаваемых ситуаций обучения к условиям естественного речевого обращения, близких и знакомых детям данного возраста.
  2. Ситуативность – создание ситуаций, нужных для речевой деятельности,тесное сочетание ситуаций с изучаемым грамматическим материалом, обеспечение свободной (неподготовленной) речи в пределах заданной темы.
  3. Учет закономерностей системы языка с точки зрения их функциональной значимости.
  4. Учет интерферирующего влияния родного языка в процессе овладения русской речью. Для этого требуется выявить специфические трудности для дошкольников, типичные ошибки, связанные с изучением русского языка, а также определить методические приемы эффективной и целенаправленной организации и проведения соответствующих видов работ и упражнений по развитию русской речи детей в связи с изучением той или иной темы.
  5. Поэтапность формирования, развития и автоматизации речевых умений и навыков.
  6. Комплексность в овладении разными сторонами речевой деятельности – соединение работы над связными текстами с усвоением отдельных аспектов языка.

Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности в высказывании, передаче своих мыслей на законченную тему (т.е. представляет единое целое). Эта речь организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.

Интересно
Развитие связной речи дошкольников – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и образно. Развитие у детей связной русской речи в якутских детских садах необходимо рассматривать как важное звено овладения языком.

В центре внимания воспитателя должна постоянно находиться работа по формированию и совершенствованию у детей умений и навыков правильного русского произношения, устранению имеющихся недостатков.

В каждой образовательной деятельности должно проводиться 2–3-минутное фонетическое упражнение, направленное на развитие фонематического слуха детей, выработку произносительных умений и навыков.

Такое упражнение может проводиться в форме игр «Эхо», «Часы», «Цепочка» и др., рекомендуемых программой.
Для закрепления новых слов на каждом занятии широко используются разнообразные игровые упражнения и ситуации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)