Трудовая миграция в РФ
Проблема трудовой миграции имеет настолько сложный многоаспектный и порой конфликтный характер, что предпринимаемые для ее решения меры, затрагивающие как интересы государств, так и права и свободы граждан, нередко противоречат друг другу.
Из всех государств-участников СНГ Россия является крупнейшим импортером рабочей силы. Другим государствам содружества в процессе трудовой миграции присуща роль, преимущественно, экспортеров трудовых ресурсов.
Существуют определенные географические зоны, привлекающие к себе внимание мигрантов. Это крупные города, экономически благополучные и приграничные регионы, через которые наиболее активно осуществляются торгово-экономические операции. В результате на территории государства возникает дисбаланс трудовых мигрантов, что порождает нелегальную миграцию.
Нелегальную трудовую миграцию в России можно определить как въезд, пребывание и (или) осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории страны с нарушением действующего законодательства и установленного порядка, то есть без оформления или с ненадлежащим оформлением соответствующих документов и разрешений, определенных российским законодательством, а также с использованием недействительных, поддельных, фиктивных (чужих) или утративших юридическую силу в связи с истечением сроков действия документов, или с несовпадением заявленных целей прибытия, указанных в миграционной карте, или с отсутствием таковой на момент проверки.
В центральных регионах и крупных городах – частный извоз, ремонт, строительство, общественное питание, некоторые виды других услуг. В сельских регионах – «шабашничество», сезонные сельскохозяйственные работы.
Основной контингент незаконно занятых иностранных граждан, как правило, составляют следующие группы:
- иностранцы, обучавшиеся ранее в учебных заведениях России и после завершения учебы не пожелавшие вернуться на родину;
- иностранцы, работавшие в России по межгосударственным соглашениям и контрактам, по разрешениям, выдававшимся ГУВМ МВД России и его территориальными подразделениями, срок действия которых уже истек, но не имеющие желания или возможности выехать из страны;
- транзитные мигранты, въезжающие в Россию легально по транзитным визам с целью проследовать в одну из стран Европы, но по тем или иным причинам, оседающие на длительный срок в нашей стране;
- иностранцы, попадающие на территорию России нелегально, минуя паспортный и иммиграционный контроль, пользуясь значительной протяженностью и необустроенностью государственной границы на востоке страны;
- иностранцы, прибывающие в Россию легально по действительным туристическим документам, частным приглашениям, гостевым и служебным визам, на учебу и как сопровождающие члены семьи, но с иной целью, нежели указанная при их оформлении (чаще всего с целью занятия челночным или мелким бизнесом либо незаконной экономической деятельностью, включая криминальную);
- граждане стран СНГ, въезжающие в Россию легально (безвизовый въезд), в основном с экономическими целями, реализуемыми зачастую в рамках неформальной занятости, зачастую, без надлежащей постановки на учет по месту пребывания.
В целях упорядочения миграционных процессов государством был предпринят ряд шагов. Принятые законы упростили порядок приема иностранных граждан на работу, выдачу разрешений на временное проживание и пребывание. Изменения коснулись главным образом мигрантов из сопредельных государств бывших союзных республик СССР. В то же время, сегодня уже заметно, что произведенными реформами кардинальным образом не удалось изменить ситуацию в сфере трудовой миграции.
Суть организованного привлечения иностранной трудовой силы состоит, прежде всего, в осуществлении государственного регулирования внешней трудовой миграции. Основным критерием такого регулирования выступает отбор и привлечение только таких иностранных граждан, которые обладают профессией, квалификацией, здоровьем и другими характеристиками, которые будут востребованы в нашей стране.
России, таким образом, надлежит сделать акцент на тех мигрантах, которые нужны государству и могут достаточно легко интегрироваться в жизнь российского общества. Они должны направляться на работу в те регионы, где в их труде больше всего нуждаются. Причем ровно в том количестве, в каком они требуются. Таким образом, государство перестанет приспосабливаться к миграционным процессам, стихийно возникающим на его территории, и возьмет их под свой контроль, путем установления системы правил, по которым, иностранный трудовой мигрант прибудет на его территорию, и будет осуществлять трудовую деятельность.
В идеале, в результате последовательного реформирования системы привлечения и использования иностранных трудовых мигрантов в Российской Федерации, она должна окончательно приобрести свойство адресности: прибывающий в Российскую Федерацию иностранный гражданин еще до пересечения российской границы должен знать, куда конкретно он едет, и каковы условия осуществления им трудовой деятельности. Осведомленность иностранного работника должна распространяться как на общие правила осуществления трудовой деятельности в государстве пребывания, так и на условия его работы у конкретного работодателя.
Ответственность за это следует возложить на приглашающую сторону. Безусловно, этому должен предшествовать договорной процесс между работником и его потенциальным работодателем. Существует также мнение, что целесообразно было бы предусмотреть предварительное заключение трудового договора между сторонами конкретных трудовых отношений. Данная процедура гарантирует работодателю получение необходимого ему работника, а работнику – трудоустройство, одновременно предусматривая обоюдную ответственность сторон.
Для того, чтобы реализовать на практике данную идею должна быть создана эффективная инфраструктура, посредством которой будет реализовываться законодательство по организованному привлечению иностранных работников.
В последствие миграционные терминалы должны будут полностью перейти к организованному набору иностранной рабочей силы: заявки работодателей, после их проверки на предмет наличия специалистов искомой профессии и квалификации среди граждан Российской Федерации, либо через посольства, либо напрямую направляются в страну-донор иностранной рабочей силы. Там в соответствии с заявленными критериями организуется работа по подборке конкретных людей.
Следует отметить, что при реализации программы по организованному привлечению и использованию иностранных работников не обойтись без сотрудничества с иностранными государствами, в первую очередь, сопредельными. Каждое государство заинтересовано в создании прозрачного механизма привлечения их граждан к трудовой деятельности на территории другого государства. Это позволит эффективно осуществлять защиту своих сограждан в государстве пребывания.
Нельзя сказать, что описанные требования в настоящее время не предъявляются к трудовой миграции. Некоторые из них уже задекларированы в законодательстве, отдельные – применяются на практике. На сегодняшний день, задача состоит в том, чтобы создать единообразный механизм реализации данных норм, восполнить имеющиеся пробелы в правовом регулировании трудовой миграции. Данный механизм должен стать предельно простым и при этом, надежным и эффективным. Только так трудовая миграция в Российской Федерации из стихийной и нелегальной станет прогнозируемой, соответствующей реалиям жизни в государстве.
Организация цивилизованной миграции, то есть создание условий для повышения миграционной привлекательности Российской Федерации, с одной стороны, и противодействие нелегальной миграции, с другой, – направлена на реализацию стратегического курса Правительства Российской Федерации в части стабилизации общей численности населения и содействия устойчивому социально-экономическому развитию страны.
Современное миграционное законодательство России в части регулирования миграционных потоков ориентировано на следующем:
- Привлечение в страну квалифицированных специалистов, в том числе за счет снятия излишних административных барьеров.
- Осуществление процедур регистрации и трудоустройства иностранных граждан.
- Противодействие нелегальной миграции.
- Получение достоверной информации о пребывании в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Содействие в переселении соотечественников в Российскую Федерацию.
При осуществлении контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции органы государственной власти Российской Федерации руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами России.
- Незаконный провоз лиц через Государственную границу РФ
- Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания
- Нарушение иммиграционных правил
- Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ
- Нарушение правил пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства
- Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ или режима пребывания в РФ
- Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ
- Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах РФ
- Нарушение пограничного режима в пограничной зоне
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу