Виды административно-правовых норм

1. По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений

По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений все нормы административного права делятся:

  • на общие – нормы, которые регулируют общественные отношения общего характера (для всех отраслей и сфер);
  • особенные – нормы, которые регулируют общественные отношения в определенной сфере управления.

2. По предмету регулирования

По предмету регулирования различают:

  • материальные – нормы, закрепляющие юридически комплекс прав и обязанностей, так же ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, то есть фактически их административно-правовой статус;
  • процессуальные – нормы, которые определяют методы (способы, процедуры, порядок) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения.

3. По предмету воздействия на субъекты, административного права

По предмету воздействия на субъекты административного права делятся:

  • обязывающие – нормы, которые предписывают совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание;
  • запрещающие – нормы, которые предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить специальный или общий характер. Пример запрета общего характера является запрещение действий (бездействия), которые подпадают под признаки административного правонарушения. Запрет на применение специальных средств и огнестрельного оружия полицией в отношении женщин и несовершеннолетних – пример специального запрета;
  • уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) – это нормы, которые выражают возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;
  • стимулирующие (поощрительные) – это нормы, обеспечивающие с помощью соответствующих средств морального или материального воздействия, должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (пример: льготное кредитование, установление налоговых льгот и т.п.);
  • рекомендательные – это нормы, носящие рекомендательный характер.

Рекомендательные нормы наиболее часто используются во взаимоотношениях негосударственных формирований и субъектов исполнительной власти. Бывает рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям.

4. По адресату

По адресату могут быть отмечены нормы, регламентирующие: деятельность и организацию механизма исполнительной власти, то есть различных звеньев аппарата государственного управления:

  • административно-правовой статус государственных служащих – работников управленческого аппарата;
  • вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;
  • административно-правовой статус общественных объединений;
  • отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур;
  • административно-правовой статус гражданина.

5. По пределу действия

В зависимости от предела действия административно-правовые нормы бывают:
Соответственно территориальному масштабу:

  • территориальные – нормы, которые действуют в границах государства, государственно-территориальных образований (например, нормы Кодекса об административных правонарушениях – общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории);
  • межтерриториальные – это нормы, которые действуют в границах нескольких государственно-территориальных (административно-территориальных) образований (например, акты в условиях чрезвычайного положения которые могут действовать в указанных территориальных масштабах);

По действию во времени:

  • срочные – это нормы, с определенным сроком действия;
  • бессрочные – это нормы с неуказанным сроком действия, то есть до официальной отмены компетентным органом;

По кругу лиц:

  • нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех (пример: порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (пример: порядок уплаты налогов страховыми организациями);
  • нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих).

6. С учетом федеративного устройства

С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы делятся на общефедеральные и устанавливаемые субъектами Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)