Особенности мышления в раннем возрасте

  1. Проявления мышления
  2. Практиче­ские пробы
  3. Исследовательские действия

 Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, ко­торые можно считать проявлениями мышления. Это те действия, в ко­торых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями, например подтягивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но подобные догадки возникают только в тех случаях, когда предметы уже связаны между собой (игрушка уже привязана к верев­ке). В раннем возрасте он уже связывает между собой предметы, кото­рые объективно и зрительно разъединены, — он связывает и соединяет их в своих практических действиях. Это уже знакомые нам соотнося­щие и орудийные действия. Само по себе их усвоение не требует особой самостоятельной работы мышления — взрослые дают образцы нужных действий и показывают использование орудий. Но в процессе их усвое­ния ребенок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует уста­ новлению таких связей в новых условиях при самостоятельном решении практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению — важ­ный шаг в развитии мышления.

Сначала установление таких связей происходит путем практиче­ских проб. Он использует разные способы открывания коробочки, доставания привлекательной игрушки или получения новых впечатлений и в результате своих проб случайно получает эффект. Например, слу­чайно нажав на соску от бутылочки с водой, он обнаруживает брызжу­щую струю или, сдвинув крышку коробочки-пенала, открывает ее и достает спрятанный предмет. Мышление ребенка, которое осуществ­ляется в форме внешних ориентировочных действий, называют нагляд­но-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста. Малыши активно используют наглядно-действенное мышление для обнаружения самых разнообразных связей вещей и яв­лений окружающего их предметного мира. Внешние, практические ориентировочные действия служат основой и исходным пунктом для формирования всех форм мышления. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробочек, извлечение звуков из звучащих игрушек, сравнение разных предметов, действия одних предметов на другие и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышле­ния. Конечно, этот опыт не осознан, он пока полностью включен в ткань непосредственного, конкретного действия, но важно то, что предметы выступают здесь не со стороны своих практически-потребительских функций, а со стороны абстрактных, общих свойств, вычленения су­щественных и функциональных признаков, которые открывает и по­знает ребенок. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции — интерес, любопытство, удивление, радость от открытия. Познавательная активность и развитие мышле­ния в раннем возрасте проявляется не только (и не столько) в успеш­ности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлеченности в такое экспериментирование, в настойчивости и в удо­вольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской де­ятельности.

Повторение и воспроизведение исследовательских действий при­водит к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в пределах раннего возраста у ребенка появляются дей­ствия, которые он совершает в уме, без внешних проб. Например, употребив палку для доставания какого-либо предмета, лежащего на высокой полке, ребенок догадывается применить ее для того, чтобы достать мячик, закатившийся под диван. В основе такой догадки ле­жит проба, проделанная в уме, или элементарная форма внутреннего действия, где ребенок действует не с реальными предметами, а с их образами, представлениями о предметах и способах их употребления. Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внут­ренних действий с образами, называют наглядно-образным.

В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяет­ся на весьма ограниченный круг решения задач. Задачи более слож­ные малыш решить не может или решает их в наглядно-действенном плане. Большое место в развитии мышления детей раннего возраста зани­мает развитие обобщений — мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)