Производство
Для отечественных предпринимателей сегодня, к сожалению, это самый трудный для разработки раздел, поскольку нестабильность хозяйственных связей, ненадежность поставщиков и невозможность получить качественные комплектующие изделия и материалы для собственного производства способны снизить мотивацию заниматься бизнесом.
Составление раздела «Производство» необходимо, чтобы оценить реальность шансов на возврат ссуд, квалификацию руководства фирмы и обоснованность его планов. Для этого надо ответить на множество вопросов. В сам бизнес-план необходимо включить ответы лишь на основные вопросы, а детали можно перенести в приложения, объем которых не ограничен.
Основные вопросы, на которые нужно ответить в этом разделе бизнес-плана, следующие:
- Где будут изготовляться товары – на действующем или вновь создаваемом предприятии?
- Какие для этого потребуются производственные мощности, и как они будут возрастать год от года?
- Где у кого, и на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие изделия?
- Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними?
- Предполагается ли производственная кооперация и с кем?
- Возможно ли какое-нибудь ограничение объемов производства или поставок ресурсов?
- Какое оборудование потребуется, и где намечается его приобретение?
- Возможны ли при этом проблемы, и какого рода?
Итак, в данном разделе должны быть описаны все производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на Вашем предприятии. Вы должны рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, которые вы занимаете, их расположением, оборудованием, персоналом. Кроме того, здесь должно быть уделено внимание планируемому привлечению субподрядчиков.
Инвесторов всегда интересует вопрос: каким образом бизнес будет гарантировать качество своей продукции или услуг? Поэтому Вы должны кратко пояснить, как организована система выпуска продукции и как контролируются производственные процессы.
Кроме того, инвесторов интересует, как осуществляется контроль над основными элементами, входящими в стоимость продукции (например, затраты на оплату труда и материалы).
Вы также должны уделить внимание вопросам расположения производственных площа-дей и размещения оборудования. Если вы решили заниматься розничной торговлей, то первое, о чем вы должны думать – месторасположение.
Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопросы, связанные со сроками поставок, числом основных поставщиков и насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.
Данные раздела бизнес-плана «Производство» желательно обосновать на перспективу в два-три года, а для крупных предприятий – на четыре-пять лет вперед.
Очень полезным элементом здесь может стать схема производственных потоков на вашем предприятии. На этой схеме должно быть наглядно показано, откуда и как будут к вам поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, каким способом и куда эта продукция будет поставляться с вашего пред-приятия. Учтите, что внешние эксперты, которые могут поручить проанализировать ваш бизнес-план, будут рассматривать данный раздел, прежде всего, с точки зрения того, насколько рациональна ваша технологическая схема, обеспечивает ли она всемерное сокращение затрат труда, времени и материалов, а также легкость изменения ассортимента продукции с учетом требований рынка.
На схеме производственных потоков обязательно должны быть указаны процессы контроля качества. Нельзя обойти эти вопросы и в тексте. Здесь Вы должны показать, на каких стадиях технологического процесса и какими методами Вы будете проводить контроль качества, и какими документами будете руководствоваться.
Наконец, завершать данный раздел бизнес-плана должна оценка возможных издержек производства и их динамики на перспективу. При этом необходимо принять во внимание затраты, связанные с утилизацией отходов и охраной окружающей среды. Поскольку всегда возможны неприятные сюрпризы со стороны правительственных органов и общественности, и лучше заранее к этому подготовиться.
Кстати, для новых предприятий в бизнес-планах порой выделяют специальный раздел «Местоположение». Это особенно важно для предприятий, создающих большую нагрузку на окружающую среду, и для мелких предприятий торговли, сервиса и общественного питания. Одно дело, если Ваш будущий магазин или мастерская будут расположены вблизи от метро и мимо них утром, и вечером будет проходить масса народа, и совсем другое, если Вы сможете расположиться только внутри микрорайона и будете незаметны с улиц, по которым идет основной людской поток. Впрочем, если микрорайон достаточно велик и рядом с Вами нет конкурирующих магазинов или мастерских, то преуспеть можно и в таких условиях. Но данный вопрос необходимо тщательно изучить, приглядевшись, например, к тому, где обычно совершают покупки местные жители и, узнав (в милиции или в ЖЭУ), каково население данного микрорайона.
Таким образом, разработка раздела «Производство» состоит из следующих этапов:
Этап I. Обеспеченность технологий:
- обеспеченность технологий;
- затраты на получение или разработку технологии.
Этап II. Производственная база:
- наличие производственных площадей, оборудования;
- источники, формы и сроки роста производственной базы;
- характеристика производственного процесса.
Этап III. Субподряды:
- наличие и надежность субподрядчиков;
- распределение контактов с субподрядчиками во времени;
- затратные характеристики по субподрядам.
Этап IV. Сырье и энергия:
- поставщики сырья и энергии, надежность поставок;
- возможность расширения поставок;
- затраты на сырье и энергию.
Этап V. Трудовые ресурсы:
- наличие рабочей силы необходимой квалификации;
- форма привлечения рабочей силы;
- затраты на трудовые ресурсы.
Этап VI. Контроль качества:
- формы осуществления контроля качества;
- затраты на обеспечение контроля.
Этап VII. Прогноз затрат:
- предполагаемый выпуск и прогноз затрат.
Этап VIII. Постоянные и переменные производственные издержки:
- постоянные производственные издержки (не зависящие от объема производства);
- переменные производственные издержки (пропорциональные объему производства).
Особой частью раздела «Производство» является календарный план.
Эта часть бизнес-плана определяет следующие шаги и этапы действий:
- Устанавливает время ожидаемого финансирования.
- Определяет дневник по дням всех маркетинговых действий.
- Представляет производственную программу и график поставок.
Именно календарный план поможет Вам обеспечить систематический контроль за координацией и управлением Вашего предприятия. Он имеет решающее значение для Вас, т. к. является как бы Вашим временным дневником.
Итак, в календарном плане должны увязываться между собой необходимые работы, исполнители, сроки исполнения и требуемые суммы денег. Можно составлять календарный план для отдельных видов работ.
- Оценка инвестиционной привлекательности
- Анализ общей текущей ликвидности
- Выбор схемы налогообложения для малого бизнеса
- Система сбалансированных показателей эффективности
- Цепочка ценности
- Стратегический анализ затрат
- Кредитный консалтинг – содействие финансированию
- Презентация бизнес-плана инвесторам
- Вопросы, которые помогут написать бизнес-план
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу