Становление потребности в общении со взрослым

  1. Признаки обще­ния
  2. Потребность в общении
  3. Взаимодействие новорожденного и взрослого

По вопросу о происхождении потребности младенца в общении со взрослым существуют разные точки зрения. Одни авторы считают ее целиком врожденной, другие полагают, что она складывается прижизненно, в ходе общения с другими людьми. Часто потребность в обще­нии сводится к другим потребностям — во впечатлении и в физическом комфорте от прикосновения.

Существует ли у новорожденного потребность в общении со взрос­лыми и общается ли он с ними реально? Наблюдая за ребенком первых двух-трех недель жизни, мы не обнаружим никаких признаков обще­ния. Новорожденный не проявляет никакого интереса к людям: его беспорядочный взор никого не ищет и его крики ни к кому не обраща­ются. Ребенок не радуется появлению матери и не огорчается при ее уходе. Он не отвечает на ее обращения и не старается привлечь к себе ее внимание. Отсутствие направленности ребенка на взрослого в пер­вые недели жизни можно считать свидетельством того, что потребность в общении не является врожденной и что она приобретается прижизненно.

Скорее всего, потребность в общении складывается на основе других потребностей, но не сводится к ним. Одним из источников потребно­сти в общении являются органические потребности ребенка (в пище, тепле и пр.). Будучи совершенно беспомощным и не умея самостоя­тельно удовлетворять их, младенец сигнализирует о своем диском­форте: его крики, движения, мимика становятся сигналами для уха­живающих за ним взрослых. Но сам ребенок в первые дни жизни никому их не адресует. Взаимодействие новорожденного и взрослого имеет форму физического ухода (кормления, пеленания, купания и пр.). Общение еще отсутствует. Ребенок еще не обращается к взрос­лому, а лишь предоставляет себя для заботы. Постепенно у него скла­дывается образ взрослого как единого источника всех желанных воз­действий.

Другим основанием потребности в общении выступает врожденная потребность во впечатлениях. Как уже отмечалось, другой человек оказывается наиболее привлекательным и информативным объектом в окружающем младенца мире. Он сочетает в себе все наиболее при­влекательные физические качества, что естественно притягивает к себе внимание младенца.

Однако решающее значение для возникновения потребности в об­щении имеет отношение взрослого к ребенку. С первых минут жизни мать относится к своему малышу как к полноценной личности, причем совершенно уникальной и самой любимой. Она разговаривает с ним, как будто ребенок понимает ее слова; она одобряет и хвалит его дей­ствия, как будто он совершает их с полным пониманием того, что делает. Она обращается к нему как к полноправному партнеру по общению, авансом наделяя его действия тем смыслом и значением, которого они еще не имеют.

Мать сама формирует общение с малышом и устанавливает с ним практические сигнальные связи:

  • она вслушивается в звуки, издаваемые младенцем, и на многие из них отвечает своими действиями;
  • всматриваясь в хаотичные, импульсивные движения малыша, мать отвечает на них как на обращения ребенка к ней.

В большинстве случаев новорожденный не подает матери никаких ответных сигналов. Но частое чередование движений младенца и ответ­ного поведения матери быстро приводят к установлению действительной связи между ними. Чем внимательнее мать наблюдает за своим ребен­ком, чем она скорее и точнее реагирует на его сигналы, тем быстрее складывается между ними «сигнальная связь» и тем она прочнее. Од­нако сначала эта связь имеет односторонний, несимметричный ха­рактер: мать прилагает для налаживания отношений с ним значитель­ные усилия, отдает ему все свои силы и чувства, а малыш совершенно не реагирует на них и, по-видимому, даже не знает о ее существова­нии. Его крики и гримаски никому не предназначаются. Сигналами они становятся лишь потому, что их ловит и «читает» мать.

Она «ловит» рассеянный взгляд младенца и пытается задержать его на себе. Всякий раз, когда ей это удается, она оживленно разговаривает и улыбается ему. На протяжении первых трех недель мать все чаще и лег­че привлекает к себе взгляд младенца, а сосредоточение на ней малыша становится все сильнее. Громадное значение для этого имеет богатство и разнообразие сигналов, исходящих от матери, — ее голос, движения, оживленная мимика. Причем все это расположено на оптимальном для восприятия младенца расстоянии — от 25 до 50 см. Но главное, конеч­но, — настойчивое стремление матери привлечь к себе внимание мла­денца и постоянная готовность перестроить свои действия так, чтобы ему было приятнее и удобнее воспринимать ее.

Самую большую радость в первый месяц жизни приносит матери улыбка малыша. Лицо новорожденного находится в постоянном движе­нии, как будто он гримасничает. Среди гримас новорожденного есть та­кие, которые напоминают улыбку. Однако эти ранние улыбки еще не совсем человеческие: глаза малыша нередко закрыты или глядят в сто­рону, губы лишь растягиваются горизонтально, но совсем не размыкают­ся, через доли секунды такая «улыбка» может смениться нахмуриванием или зевотой. Психологи называют такие улыбки «физиологическими» или «гастрическими» (желудочными). Но и такую улыбку мать встреча­ет столь щедро и радостно, что это способствует ее поддержанию и уве­личению ее длительности.

Примерно на третьей неделе жизни новорожденного появляется сна­чала зрительное сосредоточение на взрослом, а через несколько дней — первая улыбка, которая сопровождается взглядом и явно адресована взрослому. Обычно такая улыбка появляется в момент, когда младенец только что проснулся, еще не устал, не хочет есть и доволен жизнью. И главное — когда на него смотрят любящие глаза матери. Сначала она мимолетная и мгновенная, бывает трудно поверить и проверить, действительно ли малыш улыбнулся вам. Но очень скоро младенец все чаще начинает улыбаться взрослым сразу при их появлении, и через недели уже не вызывает никакого сомнения, что малыш радуется, когда к нему обращаются.

Улыбка младенца до сих пор таит много загадок. На первый взгляд кажется, что улыбка связана с удовольствием: ребенок улыбается пото­му, что ему хорошо. Однако это далеко не всегда так. Человек не улы­бается, когда он хорошо поел или послушал хорошую музыку. Новоро­жденный тоже в первые дни не выражает свое удовольствие улыбкой. Почему же на третьей неделе жизни он вдруг начинает улыбаться и что дает ему эта улыбка? И почему ему вдруг становится хорошо от про­стого присутствия другого человека?

Многие исследователи пытались выяснить, что же вызывает улыбку младенца. Некоторые из них связывают улыбку с радостью от новых впечатлений. Однако тщательные эксперименты не подтвердили тако­го предположения. Оказывается, яркие игрушки или мелодичный звон неваляшки вызывают у детей замирание, двигательное оживле­ние, но улыбка в этих обстоятельствах у совсем маленьких детей не появляется.

Существует точка зрения, согласно которой младенец радуется взрослому, потому что тот удовлетворяет все его органические по­требности. Взрослый выполняет роль «вторичного подкрепления»: ребенок связывает его появление с пищей, теплом и пр. Однако ребе­нок никогда не улыбается бутылочке с молоком или теплому одеялу, которые, казалось бы, еще ближе связаны с физическим комфортом. Кроме того, если ребенок испытывает сильный физический дискомфорт, он скорее будет кричать, чем улыбаться. Первая улыбка младен­ца возникает как раз в тех ситуациях, когда все его физические нужды уже удовлетворены.

Наблюдения показывают, что впервые улыбку ребенка вызывает улыбка, взгляд и голос матери. Она возникает как ответ на ласковое обращение другого человека, как своеобразное отражение улыбки другого. Эта улыбка не просто выражает удовольствие ребенка, а является способом сообщить взрослому о своем удовлетворении. Она является средством налаживания отношений с окружающими людьми или сред­ством общения. В отличие от физиологической улыбки, она обращена конкретному человеку, и поэтому ее можно назвать коммуникативной. Конечно, криком младенец также подает сигналы взрослым, но прин­ципиальное отличие этих двух сигналов заключается в том, что улыбка связана не с примитивным органическим дискомфортом, а с совер­шенно новым удовольствием — удовольствием от соприкосновения с другим существом, которое способно воспринять его и отнестись к нему. Это стремление к другому является уже не физиологическим, а духовным свойством младенца. Первая истинно человеческая, или коммуникативная, улыбка появ­ляется в конце этапа новорожденности и знаменует собой переход к новому этапу развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)